Российская и международная практика подготовки годового корпоративного отчета

  /   22 July 2016   /   Теги: annual report
Тенденции: дизайн, структурирование контента, стилистика

Дизайн в лучших годовых отчетах поставлен на службу содержанию и способствует донесению основной идеи отчета. Наиболее ярко общую идею дизайна, как правило, отражает обложка, оформление которой перекликается с лозунгом годового отчета, который в свою очередь, связан с миссией и стратегическим видением компании.

Например, обложки победителей IRS (GB) Best Practice Awards Winners /Годовой отчет (категория - International)
• BASF
• Federal Grid
• Telefonica
• Total
• Uralkali - Победитель

Можно отметить, что по итогам года большая часть номинантов конкурса была представлена интегрированными отчетами – 4 из 5, что говорит об определенной тенденции и необходимости для российских компаний все больше внимания уделять аспектам корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития для всестороннего раскрытия данной информации в отчетности.

Структура годового отчета крайне важна, как для электронной, так и для печатной версии.

Некоторые компании используют одну и ту же структуру из года в год, однако практика показывает, что такой подход имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, одинаковая структура позволяет постоянным читателям из числа экспертов и аналитиков получать информацию о компании в привычном формате и упрощает сравнение результатов компании в разные годы. С другой стороны, в условиях постоянно меняющейся ситуации на рынке имеет смысл периодически пересматривать структуру с тем, чтобы наиболее эффективно рассказывать об основных результатах каждого конкретного периода.

Кроме того, при разработке структуры годового отчета необходимо проанализировать всю необходимую к раскрытию информацию в составе разделов и подразделов отчета в соответствии с регуляторными требованиями, которые различаются в зависимости от фондовых площадок на которых торгуются ценные бумаги эмитента (российские/ зарубежные).

Новая тенденция для российских компаний - раскрывать больший объем информации в части корпоративного управления

Относительно новой тенденцией для российских компаний становится необходимость раскрывать больший объем информации в части корпоративного управления, а также необходимо обратить внимание на разделы КСО и устойчивого развития.

Вопрос об объеме финальной версии годового отчета остается открытым и варьируется в зависимости от варианта выбранного самой компанией, это может быть краткое review не более 60-80 страниц или полная версия объемом до 200 страниц, но некоторая тенденция к укрупнению за счет консолидации контента социальных и годовых отчетов прослеживается при этом количество основных разделов и их дробление существенно варьируется, но в среднем годовые отчеты структурируются на 5-7 основных разделов.

Верстка годового отчета – тенденции

Тенденции последних 3 лет – использование комбинированных вариантов 1-2-3 колоночной верстки в зависимости от задач, решаемых при размещении контента, если необходимо сделать акцент на важной текстовой информации (например, обращение топ-менеджмента) может использоваться и верстка в 1 колонку, а при раскрытии большого объема текстовой информации контент легко интегрируется с фотоматериалом и используется верстка в 3 колонки.

На примере 5 номинантов IRS (GB) Best Practice Awards Winners /Годовой отчет (категория - International) можно отметить преобладающую 2 колоночную верстку и использование нестандартных форматов.




К примеру, годовой отчет компании Telefonica имеет горизонтальную ориентацию всего документа при этом используется весь спектр верстки от 1 до 4 колонок с большим объемом визуализации и использования инфографики.

Можно отметить общую тенденцию, которая нашла максимальное отражение в данном отчете - упор сделан на презентационную подачу материала и бизнес-графика используется на 90% страниц интегрированного отчета компании за 2015 год.

Бизнес-графика используется на 90% страниц интегрированного отчета компании за 2015 год

Размещение наиболее важной информации в начале отчета
Акцент делается на ключевых сообщениях, которые компания хочет донести до общественности. Идея формулируется в виде списка тезисов, одного всеобъемлющего заявления или инфографики, которая резюмирует итоги года. Важнейшие вопросы раскрываются на первых 10-15-ти страницах отчета. Это связано с тем, что большая часть читателей не продвинется в своем ознакомлении с документом за пределы первых одного-двух разделов. В связи с этим особое внимание необходимо уделять логичному изложению информации. Компании-лидеры в сфере раскрытия информации начинают годовой отчет с описания ситуации в целом и затем переходят к деталям. Дизайн помогает собрать разрозненные информационные составляющие в единую картину. Передовая практика подготовки годовых отчетов предписывает, что на первых страницах документа должны быть запечатлены важнейшие события за прошедший год и ключевые аспекты содержания, но в остальных секциях возможности изложения информации безграничны.
Стиль подачи информации

В годовых отчетах компании стремятся вызвать, в том числе, и эмоциональную реакцию у читателя. Значительное внимание уделено рассказу о том, что компания дает обществу, каковы ее ценности и миссия. Часто такой рассказ ведется от лица топ-менеджеров компании. Кроме того, во многих годовых отчетах подробно описывается подход компании к устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности. Эти содержательные сообщения дополняются графическим оформлением с использованием портретов людей – потребителей услуг и продуктов компании, сотрудников и партнеров по бизнесу.

Трендом последних лет, при подготовке отчетов, становится стремление компаний рассказать читателям некую историю о прошедшем годе

Компании все чаще уходят от сухого бюрократического языка внутрикорпоративных документов. В большей степени это касается зарубежных компаний и меньше – российских. Особенно заметно в подаче информации зарубежными компаниями использование местоимения «мы»: «наше видение», «наша бизнес-модель», «за прошедший год мы достигли…» и т.д. Для российских компаний свойственна менее персонифицированная подача информации, и изложение чаще ведется в третьем лице.

Трендом последних лет при подготовке отчетов становится стремление компаний рассказать читателям некую историю о прошедшем годе. Информация, представленная в виде связных историй с традиционными нарративными элементами - завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, запоминается читателями лучше, чем простой набор фактов. Компании пользуются этим приемом, применяя подобные техники в своих годовых отчетах.

Использование иллюстраций, фотографий и карт

Ключевым трендом для разделов/подразделов «Кратко о Компании» и «Стратегия развития Компании» за последние 5 лет стало активное использование карт для описания размещения операционных активов, направлений экспансии на внешних рынках, отражения ключевых показателей по регионам деятельности или иллюстрации задействованных компанией ресурсов.

Уход от серьезности и официозности в сторону более ироничных и человечных фотографий - еще один тренд в представлении первых лиц компании

Двумя основными трендами в представлении первых лиц компании по итогам анализа лучших годовых отчетов является использование групповых портретов, а также уход от серьезности и официозности в сторону более ироничных и человечных фотографий.




В качестве интересной иллюстрации первого тренда можно привести годовой отчет UBS за 2015 год. Компания не только использует динамическую фотосъемку членов органов управления и групповой портрет членов совета директоров, но и сопровождает изображения прямой речью, что позволяет снизить уровень формальности.

Активное использование приложений

Компании активно используют раздел «Приложения» для того, чтобы разместить узкоспециальные данные, которые обязательны к раскрытию, но слишком детализированы и/или скучны для большинства читателей. Способы размещения финансовой отчетности варьируются. Некоторые компании включают финансовую отчетность в основную часть документа ввиду важности этой информации для оценки деятельности предприятия за год. Другие же выносят ее в приложения или же вообще не размещают в публикуемом годовом отчете, так как она всегда доступна на сайте компании.

Для удобства читателей в течение еще нескольких лет (до тех пор, пока планшетные компьютеры не получат тотальное использование в российском бизнесе) финансовую отчетность лучше публиковать в годовом отчете, причем в его основной части.

Одностраничная версия годового отчета

Одной из последних тенденций, при подготовке годовых отчетов зарубежными компаниями, стала практика разработки одностраничной он-лайн версии годового отчета, что позволяет не только сфокусировать внимание читателя на самой важной информации, активно использовать дополнительные линки на основной корпоративный сайт для раскрытия дополнительной информации, но и существенно экономят бюджет компании.

Практика разработки одностраничной он-лайн версии годового отчета стала трендом 2014-2016 гг

Краткие выводы и рекомендации

Подводя итог, по подготовке годовых отчетов зарубежными компаниями можно отметить, что, с точки зрения содержания и визуальных решений, все направлено на создание интересной и запоминающейся истории о жизни компании, ее сотрудников в отчетном периоде, реализации стратегии через заявленные компанией цели, простое и доступное объяснение успехов и неудач, при этом компании все больше внимания уделяют бюджетной составляющей данного проекта.

Действительно, для средних компаний сейчас создаются оптимальные решения, которые позволяют, с одной стороны выполнить все регуляторные требования по раскрытию информации, а с другой подготовить качественный продукт при приемлемых расходах.

Закажите корпоративный годовой отчет для вашей компании в нашем агентстве.
Мы предоставляем полный цикл услуг :

- разработка ключевых идей и работа с контентом;
- разработка концепции, дизайна, онлайн версии и печать;
- завершение работ и последующая поддержка.

Оформите запрос на сайте


или по телефону: +7(499)400-30-07

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ЗАПИСИ В БЛОГЕ